Чем грозят модные куклы Barbie, Winx, Bratz, Monster High

Модные куклы и формирование стандартов красоты

Барби, Братц, Винкс, Монстер Хай – любимые куклы большинства современных девчонок. Худые, длинноногие и далекие от нормального человеческого облика и пропорций они, тем не менее, становятся идеалом красоты для подрастающих девочек. Одни родители с удовольствием покупают своим дочкам этих кукол, другие с неудовольствием, но вынужденно, сдаваясь на уговоры своих чад. Ведь противостоять детским массовым увлечениям очень и очень сложно. Вместе с тем многие зарубежные и отечественные специалисты по детской психологии предупреждают об опасности таких кукол. Доктор психологических наук, профессор, зав.лабораторией клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Холмогорова А.Б. в соавторстве с педагогом детского дошкольного образования Шалыгиной О.В. опубликовали  результаты своего исследования, посвященного формированию нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек дошкольного возраста и роли в этом современных модных кукол, таких как Барби, Монстер Хай, Братц и Винкс.

Понимание телесных стандартов появляется у ребенка к трем годам. В возрасте от 4 до 7 лет устанавливается связь между самооценкой и восприятием своей внешности. Уже в 5 лет самооценка ребенка может страдать в случае расхождения между его представлением о собственном теле и идеалом. А идеал воплощен в нереалистичных образах и пропорциях, пропагандируемых современной культурой, соответствовать которым и при этом сохранять здоровье заведомо невозможно. Исследования показывают, что уже пятилетние девочки хотели бы иметь более тонкую фигуру, чем у них есть, а к 6 – 8 годам расхождение между реальным телесным образом и идеальным становится еще сильнее.

Психологические последствия усвоения нереальных канонов красоты

Исследования подростков, выросших на современных канонах красоты, транслируемых в том числе и посредством модных кукол, показывают существенный рост феномена недовольства своим телом. А это, в свою очередь, ведет к эмоциональной дезадаптации, появлению депрессии и тревоги.  Корреляция между удовлетворенностью своим телом и общей удовлетворенностью собой очень высока. И она лежит в основе психического здоровья.  Неудовлетворенность собственным телом помимо психологических проблем провоцирует поведение наносящее реальный вред здоровью. Ттакое как: изнурительные тренировки, строгие диеты, курение с целью контроля веса, бесконтрольное использование всевозможных лекарственных препаратов для похудения и энергетиков, снижающих аппетит, необоснованное обращение к средствам пластической хирургии. Могут возникнуть расстройства пищевого поведения, крайние формы которого – нервная булимия и нервная анорексия очень часто приводят к необратимым последствиям.

Когда и как ребенок усваивает нереальные стандарты

Исследование Холмогоровой А.Б. и Шалыгиной О.В. имело своей целью ответить на вопрос в каком возрасте общественные стандарты внешней привлекательности становятся личными стандартами; каким образом эти стандарты транслируются детской популяции; какова роль модных кукол в формировании представлений об идеальном теле.

В рамках исследования был проведен эксперимент — девочкам дошкольного возраста 4 – 7 лет, посещающим садик, предлагалось выбрать из 5 кукол наиболее понравившуюся. Среди кукол были куклы Барби, Братц и фарфоровая кукла-девочка с нормальными пропорциями. Девочки осуществляли выбор сначала из 5 кукол, потом из 4х оставшихся и так далее, пока не оставалась одна кукла. В ходе эксперимента с ними проводилась беседа почему они выбрали ту или иную куклу.  Кукла-девочка с нормальными пропорциями тела не была выбрана первой ни разу, более того, она была самой отвергаемой куклой. Чаще всего выбирали куклу с самыми зрелыми формами и в самом откровенном наряде, ее образ оказался наиболее привлекательным, а также связанным с праздным времяпрепровождением и всеобщим восхищением.

В результате авторы подтвердили результаты зарубежных исследователей (H. Dittmar, E. Halliwell и S. Ive) согласно которым самое большое воздействие куклы типа Барби, Братц, Монстер Хай оказывают в раннем возрасте до 7 лет, когда девочка идентифицирует себя с куклой. В этом возрасте и закладывается привлекательность худобы и «гламурного» образа. После 7 лет происходит дистанцирование от куклы, но к этому моменты стандарты телесной красоты уже усвоены. Взаимодействие с куклой уменьшается, а недовольство своим телом, наоборот, возрастает.

Яркость и вездесущность модных кукол, огромное количество сопутствующей продукции в виде мультфильмов, журналов, и пр. не оставляют для большинства детей шансов остаться в стороне от их влияния, которое заключается не только в формировании   нереалистичных телесных стандартов, но и в навязывании идеологии гламура и вещизма.

Так, судя по ответам девочек предназначение модных кукол, с которыми они себя идентифицируют – веселиться, развлекаться, «ходить на бал», без какого-либо указания на обычные дела и на род занятий или профессию. В то время как кукла-девочка ассоциируется с более земными делами и заботами, только она «пойдет в школу», «поедет в деревню к бабушке», «пойдет обедать».

Таким образом, посредством модных кукол, девочки уже с самого раннего возраста становятся жертвами пропаганды нереалистичных стандартов телесной привлекательности и социальных  установок общества потребления. Неадекватные представления о физической привлекательности зарождают в последствии недовольство своей внешностью и своим телом. А это, в свою очередь, провоцирует эмоциональную дезадаптацию и опасное поведение в стремлении приблизиться к идеалу.

Оригинал статьи в журнале Консультативная психология и психотерапия 2014. Том 22. № 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *